Туроператоры против легализации овербукинга: мнения и опасения
По результатам опроса, проведенного порталом Profi.Travel, почти 50% турагентов высказываются против легализации овербукинга в России. Участники исследования выразили опасение, что авиакомпании могут злоупотребить новыми возможностями для загрузки менее популярных рейсов. Сторонники легализации утверждают, что это поможет защитить права пассажиров. Они указывают на тот факт, что овербукинг уже существует в фактическом формате. Официальное признание данного явления обяжет перевозчиков следовать установленным правилам и обеспечивать компенсацию тем пассажирам, которые не смогут занять свои места на борту.
Положительные аспекты правовой регуляции
Эксперт в области авиации рассказал о положительных аспектах правовой регуляции овербукинга и привел примеры из европейской практики. Публичные обсуждения поправок к Воздушному кодексу, касающихся данной темы, планируются на начало июня текущего года. Согласно предполагаемым нововведениям, если место не будет предоставлено пассажиру по причине перепродажи билетов — его компенсация составит от 25% до 200% стоимости приобретенного билета с учетом времени ожидания следующего рейса.
Новые правила также предусматривают необходимость согласия пассажира перед пересадкой на другой рейс. Есть строгие ограничения для некоторых категорий граждан: родителей с детьми, лиц с инвалидностью и их сопровождающих или военнослужащих на пути к месту службы нельзя будет разгонять на другие самолеты без предварительного согласия.
Мнения турагентов
На вопрос об одобрении поправок самым распространенным ответом стал негативный — около 28% респондентов уверены в том, что авиакомпании всегда найдут способы обходить новые требования ради повышения заполняемости своих самолетов. Более того 19% участников опроса сомневаются в работоспособности предложенных мер.
К числу сторонников изменений относятся лишь 23%, среди которых лишь небольшая доля считает такие меры давно настоятельно необходимыми (6%). Остальные верят в то, что систематизация выплат сделает ситуацию более прозрачной для клиентов аэропортов и авиаперевозчиков.
Мнение экспертов
Примечательно отметить мнение Романа Гусарова — главного редактора сайта «Авиа.ру». Он обращает внимание на существующие риски такой инициативы как узаконение де-факто действующего механизма продажи большего количества билетов аналогично количеству мест на борту лайнера без ответственности со стороны компаний за возникшие проблемы при выполнении полетов. Многие туроператоры выражают недовольство необеспеченностью регулирования этого процесса вплоть до судебных споров для получения справедливой компенсации после отказа во въезде по причине отсутствия мест.
Гусаров подчеркивает необходимость четкого прописывания обязанностей авиаперевозчиков внутри законодательства других стран мира про практику надобности предотвращения подобных ситуаций путем обязательного закрепления условий оказания услуг клиентам внутри правил предстоящей деятельности отрасли.
Изучив зарубежный опыт можно заключить особую востребованность высоких уровней финансовых возмещений при необходимости задерживания длительного перелета клиента следующим направлением передачи места другим потенциальным желающим улететь позже основного потока людей - эта ситуация стала привычной во многих европейских аэропортах где пользователи готовы ждать несколько часов за неплохую материальную добавку подобную например минимуму комиссионных вознаграждений.