Российские авиакомпании устанавливают рекорды выручки в 2024 году
В 2024 году российская авиационная отрасль достигла впечатляющего результата, собрав совокупную выручку в размере 1,77 трлн рублей. Эти данные были озвучены на основе анализа РСБУ и стали историческим максимумом для сектора. Для сравнения стоит отметить, что в доковидном 2019 году данная цифра составляла лишь 1,4 трлн рублей. Анализируя результаты прошлого года, «Коммерсантъ» обратил внимание на то, что уровень выручки не изменился по сравнению с предыдущими двумя годами.
Финансовые результаты крупнейших авиакомпаний
Из числа крупнейших российских авиакомпаний двенадцать завершили уходящий год с положительным финансовым результатом. Чистая прибыль этих компаний составила внушительные 104 млрд рублей. Однако восемь из них также зафиксировали убыток общей суммой в 27,9 млрд рублей. Это привело к тому, что общая сальдированная прибыль сектора оказалась на уровне 76 млрд рублей — это почти в четыре раза превышает показатели до пандемии (20 млрд рублей).
Пассажиропоток и факторы роста
Несмотря на заметный рост финансовых показателей авиаперевозчиков, пассажиропоток продолжает оставаться ниже уровня допандемийного времени. Если в далеком уже 2019 году около 128 млн человек воспользовались услугами отечественных авиакомпаний, то за текущий период количество перевезённых пассажиров сократилось до уровня всего лишь 111,7 млн человек.
Ключевые факторы роста выручки остаются связанными с увеличением цен на билеты и повышением доли маржинальных международных рейсов после снятия некоторых ограничений. Старший аналитик Альфа-Банка Анастасия Егазарян отмечает важность «Аэрофлота», который обеспечил целых 39% операционной прибыли всей отрасли.
Государственная помощь и восстановление рынка
Восстановление авиационного рынка происходило благодаря государственной помощи — выделение субсидий объемом около 100 млрд рублей сыграли свою роль еще в прошлом году и способствовали выходу компании из кризиса вызванного пандемией коронавируса. В этом же ключе большим влиянием характеризуются сделанные сделки страхового урегулирования вместе с переходом лизинговых платежей в рубли при переоформлении самолётов под российскую юрисдикцию.
Таким образом понятно одно: несмотря на затруднения прошлого периода особенности внутреннего рынка продолжают влиять на развитие отрасли и обороты средств растут; возможно дальнейшее восстановление ситуации требований потребителей станет одним из основных факторов успешной работы данного сегмента экономики.