Очереди в Шереметьево: последствия массовых отмен рейсов
В международном аэропорту Шереметьево наблюдаются значительные очереди у касс, где пассажиры пытаются вернуть или обменять свои билеты. Массовые отмены рейсов привели к волнению среди путешественников, которые ищут информацию о своих правах и возможных компенсациях. В телеграм-канале «Крыша ТурДома» активно обсуждают ситуацию, касающуюся обязательств перевозчиков перед клиентами.
Правовая позиция
Некоторые эксперты склоняются к мнению, что ожидать финансовой компенсации не стоит ни от авиакомпаний, ни от туроператоров. Это связано с тем, что атаки беспилотных летательных аппаратов рассматриваются как угроза для безопасности полетов. Согласно действующему законодательству России — статье 795 Гражданского кодекса и статье 120 Воздушного кодекса — перевозчик и туроператор освобождаются от ответственности за задержку выполнения рейса и выплату дополнительных возмещений при такой ситуации.
Юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская пояснила эту правовую позицию. Пассажир не может требовать выплаты от авиакомпании за длительное ожидание или другие убытки согласно нормам Воздушного кодекса. Важно отметить, что в соответствии с пунктом 76 Федеральных авиационных правил (приказ Министерства транспорта России №82) компания имеет право на отмену или задержку рейса по соображениям безопасности.
При подобных обстоятельствах перевозчик обязан вернуть стоимость приобретенных билетов; однако он не несет ответственность за дополнительные убытки клиентов. На время ожидания следующий вылет должно быть обеспечено размещение пассажиров в гостинице и предоставление напитков и горячего питания согласно пункту 99 вышеупомянутых правил.
Ситуация с турами
Ситуация с турами несколько отличается. Если туристский продукт фактически не состоялся из-за отмены рейса, клиенты имеют право на полный возврат средств за ненадлежаще оказанные услуги путем их отказа от договора согласно статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если же произошло лишь небольшое отклонение во времени отправления самолета без аннулирования самого тура, то путешественники могут рассчитывать на компенсацию недополученных услуг (например, потеря одного дня проживания). Также существуют случаи, когда сами путешественники решают отказаться от поездок из-за длительных задержек транспортировки; такие запросы также обрабатываются с учетом понесенных расходов.
Ситуация с авиакомпанией «Аэрофлот»
Авиакомпания «Аэрофлот», которая столкнулась с масштабными сбоями расписания в среду прошлого месяца, уже подтвердила информацию о том числе обиноормах своей деятельности – было отменено 52 рейса из столицы страны и еще столько же направлений обратно в Москву; более чем 140 вылетов были задержаны по различным причинам.